Раич Семён Егорович

Дата публикации или обновления 05.01.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Раич Семён Егорович родился в 1792 г. в селе Высокое, Кромского уезда, Орловской губернии в семье местного священника Е. Н. Амфитеатрова — поэт-переводчик, журналист и педагог.

    Учился в духовной семинарии — сначала в Севске, затем в Орле. По обычаю, распространенному в семинариях, Семен Егорович выбрал себе фамилию, под которой впоследствии получил известность в литературе. Приложив немалые усилия, Раич порвал с церковной карьерой, стал заниматься частной педагогической практикой и с 1813 обосновался в Москве.

    Он был наставником Ф. И. Тютчева, писателя А. Н. Муравьева.

    В течение 1815 — 18 Семен Егорович окончил Московский университет по нравственно-политическому отделению. Но призванием его стала литература и филология.

    В 1822 за «Рассуждения о дидактической поэзии» он получает степень магистра словесных наук и вскоре становится видным знатоком римской и итальянской поэзии. Известно, что Семен Егорович был членом «Союза благоденствия», общался с рядом декабристов. Позднее фамилия его попала в «Алфавит членам бывших злоумышленных тайных обществ», составленный следственной комиссией по делу декабристов. Но репрессии не коснулись Раич как и других членов «Союза благоденствия», не проявивших заметной политической активности после распада этой организации.

    В 1823 Раич возглавил кружок молодых людей, горячо увлекавшихся литературой. Среди них были В. Ф. Одоевский, С. П. Шевырев, братья П. В. Киреевский и И. В. Киреевский, М. П. Погодин, А. Н. Муравьев и другие. Многие участники этого недолго существовавшего литературного объединения, в том числе сам Раич, испытали на себе воздействие романтико-идеалистической эстетики и философии.

    С 1827 по 1831 Семен Егорович преподавал русскую словесность в Университетском благородном пансионе (здесь среди его воспитанников был Лермонтов), а затем в других учебных заведениях.

    В 1829—30 Раич Семен Егорович издавал «Галатею. Журнал литературы, новостей и мод». Резкий тон критических статей издателя поставил «Галатею» во враждебные отношения почти со всеми выходившими тогда журналами. Так, перебранка ее с «Московским телеграфом» Н. А. Полевого приняла характер непристойного литературного скандала. Следует все же отметить роль «Галатеи» в популяризации творчества Тютчева и Полежаева, стихотворения которых заняли видное место на ее страницах.

    В 1839 Раич попытался возродить «Галатею», но на этот раз она также не имела успеха и в 1840 прекратила существование.

    В 1821 Раич Семен Егорович обратил на себя внимание как поэт, когда из печати вышел его перевод поэмы Вергилия «Георгики», воспевавшей блага сельской жизни и нравственную ценность земледельческого труда. На стихотворный стиль Раич большое влияние оказала поэзия Батюшкова и Жуковского. Характерно, что главный литературный труд Раич— перевод «Освобожденного Иерусалима» Т. Тассо (издан целиком в 1828) вопреки оригиналу (написанному октавами) осуществлен на основе ритмической схемы «Певца во стане русских воинов» Жуковского и его же баллады «Двенадцать спящих дев».

    Тот же ритмико-мелодический строй, который, как казалось Раич, удачно передает рыцарский дух средневековья, он применил и в своем переводе «Неистового Роланда» Л. Ариосто (из 46 песен Раич перевел 27, из них 15 опубликовал тремя частями в 1832, 1833 и 1837).

    Оригинальных стихотворений у Раич Семена Егоровича не более двух десятков, которые отдельными сборниками не издавались и печатались в альманахах («Северная лира на 1827 год», изданная Р. и Д. П. Ознобишиным; «Урания на 1826 год») и журнале («Атеней», 1829; «Телескоп», 1834; «Москвитянин», 1854—55, и др.). Большой популярностью из них пользовались «Песнь на пирушке друзей» («Грусть на пиру») и «Перекати-поле».

    В 1840-х гг. Раич почти не выступал в печати. Он работал над большой оригинальной поэмой «Арета. Сказание из времен Марка Аврелия», вышедшей отдельным изданием в 1849. Это итоговое произведение поэта представляет значительный интерес для понимания его идейной и творческой позиции. Патриархальная простота жизненного уклада и соблюдение норм христианской нравственности — такова общественная программа Раича, обусловившая его неприятие буржуазного прогресса во всех его проявлениях.

    В 40-е гг. общий смысл поэзии Раич С.Е, его убеждения и верования производили впечатление анахронизма, закоснелой идейной ограниченности и слепой приверженности к старине. Не случайно, в «Современнике» и «Отечественных записках» поэма «Арета» получила резко отрицательную оценку.

    Умер 23.Х(4.XI).1855 г. в Москве.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос